Ростовский самозастрой.Вчера в Ростове начался демонтаж незаконно возведенного четырехэтажного (включая мансарду) двадцатиквартирного дома. Оперативно сравнять с землей этот незаконный объект бульдозером не представляется возможным, поскольку с ним соседствуют многочисленные коммуникации. На ликвидацию самозастроя потребуется приблизительно один месяц.

Стоимость работ оценивается в 2,5 миллиона рублей. Процедура финансируется за счет бюджетных средств, поскольку застройщик — Денис Гончарук ныне пребывает в следственном изоляторе. Гончарука обвиняют в незаконном возведении и ряда других ростовских объектов, а также в причинении ущерба сотням дольщиков на общую сумму в 241 миллион рублей. Об этом сообщает пресс-служба администрации Ростова.

Приставы бездействовали почти три года

Четырехэтажный дом начал строиться несколько лет назад на улице Шекспира, 32 (в Советском районе), расположенной на территории индивидуальной застройки.  Официально здесь было разрешено возвести индивидуальное жилье, поскольку окрестная инженерия в принципе не рассчитана на «многоэтажки». А дальше со стороны застройщика последовало самовольное изменение проекта, и ситуация вышла из-под контроля…

Подали в суд на растущую громадину окрестные жильцы. Примечательно, что решение о ее сносе было принято еще в январе 2010 года. Однако более 2,5 лет изданный служителями Фемиды документ не исполнялся ни самим застройщиком, ни приставами.

В беседе с представителями СМИ помощник руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Александр Кофель попробовал оправдать свое длительное бездействие тем, что исполнение подобных производств растягивается из-за громоздкости, высоких затрат и необходимости привлечения строительных организаций.

— Это первый крупный самовольный объект, который сносят в Ростове, — тут же похвастался Кофель. — В ближайшее время также запланирован демонтаж еще двух многоквартирных домов, также расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки Советского района. Надеемся, это заставит задуматься недобросовестных застройщиков, какими большими убытками может обернуться их незаконная деятельность.

Ломать — не строить?

Впрочем, с точки зрения здравого смысла почти трехлетний «паралич воли» судебных приставов можно объяснить прежде всего бюрократией, царящей в органах власти, плюс элементарным нежеланием работать. Поскольку озвученная стоимость сноса объекта в 2,5 миллиона рублей в нынешних рыночных ценах сопоставима со стоимостью земельного участка, расположенного даже не в зоне индивидуальной застройки, а в садоводческом товариществе.

Ломаем профессионально.

По завершении демонтажа здания земельный участок планируется продать с аукционных торгов, тем самым скомпенсировав понесенные затраты — безусловно, с лихвой. Между тем бездействие властей предержащих провоцирует бизнесменов продолжать строительство многоквартирных домов под видом индивидуальных.

«Экономика махинации» заманчива: при строительстве индивидуального жилья не надо платить за многочисленные разрешительные документы. А еще можно сэкономить по-крупному на подключении к коммуникациям. Ведь если в доме живет не одна семья, а десятки, нагрузка на сети окажется значительно выше — со всеми вытекающими отсюда инвестиционными затратами.

Доступное жилье по-ростовски

Учитывая, что городские власти практически ничего не делают по инфраструктурному развитию Ростова (единственной крупной стройплощадкой, сформированной за последние годы в мегаполисе, по сути является лишь Левенцовский район ), можно понять соблазн застройщиков. Из-за дефицита земельных участков строить, не нарушая закон, у нас в принципе проблематично — особенно малому бизнесу, у которого нет лишних средств ни на дорогостоящие инвестиции в землю, ни на взятки чиновникам.

Под суровым приглядом закона.

А если же предприниматель, прикинувшийся «частником», в ходе строительства без разрешения изменит проект индивидуального дома, ему могут начислить лишь штраф в размере пяти тысяч рублей. Такое наказание способно напугать не многих. Может, поэтому возведение таких многоквартирных домов осуществляется даже на территориях садоводческих товариществ.

Покупателям обычно предлагают зарегистрировать долю в праве собственности, делая их совладельцами индивидуального жилья, которое может принадлежать и сразу нескольких лицам. В свою очередь стоимость «квартир» в подобных домах обычно измеряется сотнями тысяч рублей, а не миллионами. Обычно подобные объекты изобилуют однокомнатным жильем, а материальное положение их собственников, надо думать, позволяет выбирать два варианта: либо жизнь под мостом, либо — в подобных трущобах.

Между тем идеология небезызвестного нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» предусматривает, что власти и ресурсники при подготовке земельных участков  будут участвовать в расходах на инфраструктуру. Подобные инвестиции предприятие-монополист может окупить за счет увеличения объемов продаж своего ресурса, а бюджет — путем роста налоговых отчислений, взимаемых с новых стройплощадок.

Увы, гладко было на бумаге. В реалиях рынок доступного жилья среди новостроек Ростова возник в многоквартирных домах, возведенных по подобным серым схемам. На их покупателей действительно практически не ложатся инфраструктурные траты, зато и живут они в подобных строениях на птичьих правах.

Статистика национального абсурда

Официальная статистика впечатляет: параллельно с реализацией пресловутого нацпроекта в Ростове незаконно возведено 98 (!) многоквартирных  домов. Из них 35 уже заселены, при этом практически по всем объектам поданы иски в суд на предмет их сноса. В удовлетворении 65 заявлений отказано, 11 удовлетворены, остальные пребывают в стадии рассмотрения или обжалования. Такой вот рынок доступного жилья сформирован в столице ЮФО.

И напоследок — еще пикантный факт из строительной истории Ростова. Самый колоритный ростовский самозастрой — это, бесспорно, так называемый гиперларек на Центральном рынке. Не являясь жильем, он возводился в свое время по похожей серой схеме. В свое время его застройщик, депутат законодательного собрания Ростовской области Олег Бояркин, получив разрешение на строительство малоэтажного цветочного ларька, начал громоздить гигантскую будку.

Примечательно, что главным архитектором Ростова тогда был Владимир Гейер, — сейчас он вновь возглавляет городской департамент архитектуры. Ну да не в этом суть.

Более интересно другое. Еще позапрошлой весной «Ростов-Дом» задавал риторический вопрос: Когда же снесут «Дом Бояркина?» Ответ на него не получен до сих пор — вероятно, демонтировать его снова мешает обилие всяческих препон, как и в случае с самозастроем на Шекспира. Воистину тяжело быть чиновником, народным слугой — сплошные сложности в работе!

До сих пор остается тайной для ростовчан и еще одно обстоятельство — кто же, помимо Бояркина, является совладельцем сего нелепого строения? И можно ли среди собственников этой «незавершенки» найти таких же небогатых людей, как покупатели многоквартирного самозастроя?

Фото предоставлены пресс-службой ростовской мэрии.


Оставьте комментарий



© 2009–2024 Ростов-Дом. Архитектура, строительство, ремонт, ЖКХ.
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
свидетельство Эл № ФС77-44159 от 09.03.2011. Перепечатка возможна только с согласия редакции.
Рейтинг@Mail.ru